Вопрос (Ривка): Поясните, пожалуйста, подробней, какой именно смысл вы вкладываете в слово «эго»?
Все творение делится на четыре уровня: неживой, растительный, животный и человеческий. Неживая, растительная и животная ступени абсолютно неэгоистичны, поскольку действуют в полном соответствии с природой. Взять, например, корову, волка, льва, кошку – все они выполняют внутренние природные, инстинктивные команды. И нельзя сказать, что лев, поймавший добычу, злой. Природа заставляет его так поступать. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего, как в маленьких детях. Это всего лишь кусок плоти, которая ведет себя так, как заставляет его природа.
Ведущий: Его внутренняя природа?
Совершенно верно. А когда мы начинаем говорить о человеке, как о эгоисте, находящемся над природой? Иными словами, с какого момента примитивный человек становится человеком? Когда ребенок становится человеком? Тогда, когда он начинает задумываться, как использовать ближнего.
Ведущий: Именно это называется «человеком»?
Это называется испорченным человеком. Как бы то ни было, но это называется человеческим уровнем или уровнем эгоизма в нас. Ведь я думаю, как сделать хорошо себе за счет окружающих и, возможно, как сделать плохо остальным, поскольку тогда по сравнению с ними я буду чувствовать себя хорошо: «страдания многих – наполовину утешение». Если плохо только мне – это зло, но если плохо другим, то мне уже не так уж плохо, поскольку я понимаю, что все в таком состоянии.
Человек всегда оценивает себя относительно окружения и хочет использовать весь мир ради самого маленького своего наслаждения. Вот это использование окружающих и называется «эго». Оно существует только у человека, причем не у маленьких детей, а на более продвинутых этапах развития. Чем более развит человек, тем он более эгоистичен.
Ведущий: Получается, что это естественный процесс развития человека: от младенца к человеку, от подростка к взрослому?
Так и в процессе истории мы, развиваясь из поколения в поколение, становились более эгоистичными. Пока, наконец, мы не пришли к такому поколению, которое не может терпеть ни себя, ни супруга, ни детей, ни окружающих. Человек действительно страдает от всего мира. А раньше такая жизнь его устраивала, и он довольствовался тем, что у него было.
Ведущий: Но если это этап естественного развития каждого отдельного человека и всего человечества в рамках исторического развития, то, что в этом плохого, если это естественно?
Плохо то, что мы страдаем от этого: я желаю зла другим, а они желают зла мне. Так происходит с каждым. Поэтому нам нужно множество законов, рамок, различных защитных систем, чтобы не убить друг друга. Вся наша жизнь, вся наша работа сводится к тому, чтобы защитить себя от остальных, выйти из себя, насколько это возможно, и снова вернуться в себя. Таким образом мы все время защищаем себя. Такова наша жизнь, в которой каждый готов поглотить другого: «человек возненавидит домочадцев».